Доступная среда
Паспорт доступности МБОУ "Школа № 14" (ознакомиться)
Анкета МБОУ "Школа № 14" к Паспорту доступности (ознакомиться)
Акт обследования МБОУ "Школа № 14" к Паспорту доступности (ознакомиться)
Реестр доступности значимых (приоритетных) для инвалидов инфраструктурных объектов, транспортных средств общественного транспорта и транспортных маршрутов (ознакомиться)
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение доступного и бесплатного образования (ФЗ-273 от 29.12.2012 года).
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
о специально оборудованных учебных кабинетах:
для учащихся школы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оборудовано 40 кабинетов для проведения учебных занятий с мультимедийной техникой, печатающими и сканирующими устройствами; 2 спортивных зала, танцевальный зал, швейная мастерская, мастерская по обработке металла, мастерская по обработке древесины, мастерская по термической обработке продуктов, 3 стационарных компьютерных класса, 2 мобильных компьютерных класса;
имеется специальное оборудование для детей-инвалидов, в состав которого входят:
- кресло-коляска для детей с ДЦП;
- столик для детей с ДЦП;
- ходунки на 4-х колесах;
- электрическая коляска-вертикализатор
- туалетная комната.
функционирует кабинет психомотрной коррекции (подробнее).
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
учебные кабинеты для проведения практических занятий по необходимости оборудуются специальными средствами обучения и воспитания (перечислены ниже)
о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
в школе функционирует библиотека, оборудованная компьютерной и мультимедийной техникой, приспособленная для детей инвалидов и детей с ОВЗ с использованием специальных мобильных устройств и средств обучения (перечисленных в данном разделе). Помощь в перемещении ребенку-инвалиду при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник.
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
для учащихся школы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, функционирует 2 спортивных зала, на территории школы функционирует многофункциональная спортивная площадка, на которой расположены: хоккейная коробка, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле. Также на пришкольной территории функционирует игровая площадка, которая включает: беговые дорожки; оборудование для спортивных занятий: элемент "Шагающий атлет", щит "Streetball", детский комплекс двубашенный, комплекс гимнастический "Альпинист", спортивный элемент "Лиана", шведская стенка с кольцами; площадка для воркаута. Помощь в перемещении и занятиях на спортивных объектах ребенку-инвалиду при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник.
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
школа оснащена аппаратно-программным комплексом для детей с ограниченными возможностями здоровья, в состав которого входят:
- аппарат для коррекции речи АКР-01 «Глобус А»,
- аппарат звукоусиливающий с модулем вибротактильного восприятия с переходником для подключения к компьютеру АВКТ-Д-01,
- выносная компьютерная кнопка средняя Large Joggle Switch,
- клавиатура Clevy Keyboard с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой Clevy Overlay,
- клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой Clevy Overlay BNC Distriution,
- компьютерный джойстик Traxsys Roller Joystick II,
- набор цветных выносных компьютерных кнопок малых Medium Joggle Switch (4 шт.),
- наушники с микрофоном Logitech USB Headset H330,
- программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи Jaws for Windows,
- специализированный программно-технический комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья Acer Vertion Z2610G;
об обеспечении беспрепятственного доступа в здание школы:
сооружен наружный пандус с уклоном менее 8%, шириной 1 м. На главном входе установлены двустворчатые распашные двери без порога;
перед входом имеется звонок (оборудован специальным знаком), установленный в соответствии с требованиями;
на первом этаже школы все стеклянные двери имеют сигнальные круги, обеспечены безбарьерные пути движения внутри здания первого этажа. Лестницы оснащены сигнальными полосами для слабовидящих.
о специальных условиях питания:
в школе созданы условия для организации горячего питания учащихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ - столовая на 200 посадочных мест, 20-ти дневное меню. Помощь в перемещении ребенка-инвалида до столовой при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник.
о специальных условиях охраны здоровья:
организация охраны здоровья учащихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. В учебном процессе школы предусмотрены следующие режимно-оздоровительные моменты (с учетом возможностей здоровья обучающихся): подвижные перемены для обучающихся начальных классов; прогулки на свежем воздухе для учащихся начальных классов; обязательные динамические паузы, физкультурные минутки на всех уроках; включение элементов зрительной и опорно-двигательной гимнастики на всех уровнях во всех классах; отсутствие домашних заданий в 1 классе; соблюдение дозировки домашнего задания по всем предметам школьного курса с учетом возрастных особенностей обучающихся; соответствие расписания занятий санитарно гигиеническим нормам и требованиям, занятия в кабинете психомоторной коррекции.
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается с помощью программно-аппаратных комплексов в кабинете психомоторной коррекции.
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
в школе обеспечен доступ к специализированному обучающему и развивающему программному обеспечению для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в кабинете психомоторной коррекции: к пакетам программ MS Office (работа с текстовыми документами, создание мультимедийных презентаций, электронных таблиц, баз данных, буклетов и др. материалов в учебных целях); к обучающим компьютерным программам по отдельным предметам и темам на уроках биологии, химии, географии, истории, физики, математики, литературы, английского языка и др.; к развивающим и обучающим компьютерным программам на уроках в начальной школе; к электронным справочникам, энциклопедиям по предметам («Кирилл и Мефодий»).
Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ознакомиться)
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования:
школа оснащена аппаратно-программным комплексом для детей с ограниченными возможностями здоровья (состав комплекса описан выше).
При школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об особенностях организации обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
в школе реализуется адаптированная программа начального общего для детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данной образовательной программы возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) для учащихся организуются индивидуальное обучение на дому;
вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательной деятельности - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Понимая преимущества и перспективность дистанционного обучения, родители детей с ограниченными возможностями осознают, что в базовой школе для учащихся созданы оптимальные условия для получения хорошего образования.
Коррекционно-развивающая работа школьного педагога-психолога ведется в кабинете психомоторной коррекции (сенсорной комнате). Эта работа способствует оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными способностями здоровья в условиях школы.
Важное преимущество «Коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты» (Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г.Вологда) состоит в том, что на одном и том же занятии можно снизить эмоциональное напряжение развивать мелкую моторику, используя игры, например, с фиброоптическими волокнами, формировать устойчивость внимания при наблюдении за цветочными пузырьками и т.д. В ходе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ также реализуются следующие программы:
«Программа развития познавательной сферы»;
«Программа развития внимания»;
«Как научиться думать и быстрее запоминать»;
«Лестница роста»;
«Я – пятиклассник»;
«Релаксационные занятия, направленные на снижение тревожности и страхов»;
«Коррекционная работа с подростками, имеющими высокий уровень тревожности к агрессии»;
«Тренинги на преодоление экзаменационной тревожности».
Результативность занятий отслеживалась диагностиками по таким методикам как:
мониторинг динамики развития обучающихся с ОВЗ;
П.Р. Лурия «10 слов»;
«Лесенка»;
Н.И. Гуркиной «Домик»;
карта наблюдений Д. Стотта;
изучение тревожности Д.Амена;
В.В. Кореневской «Комфортно ли ребенку в школе?»;
методика Б. Векслера «Корректурная проба» и др.
Ведется информационно-просветительская работа по вопросам, связанными с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ с обучающимися как имеющими недостатки в развитии, так и не имеющими, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками: на классных часах о толерантности, в работе волонтерских отрядов, на классных родительских собраниях, в личной беседе, на педагогических советах, в дополнениях к должностным инструкциях всех педагогических работников, на сайте школы.
Социальное партнерство по вопросам инклюзивного образования:
МКОУ "СОШИ № 23" для слепых и слабовидящих детей,
образовательные организации города,
Городская психолого-медико-педагогическая комиссия,
медицинские учреждения города,
Детско-юношеская спортивная школа,
Городской бассейн,
Дом детского творчества.