Педагогическим работникам
Методические рекомендации педагогическим работникам, разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества
Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети "Интернет" (ознакомиться)
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (ознакомиться)
Методические рекомендации по основам информационной безопасности обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности (ознакомиться)
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
https://do.kuz-edu.ru Сайт дистанционного обучения КРИПКиПРО
12.11.2019 г. состоялся веб-семинар «Обеспечение проведения единой государственной политики в области информационной безопасности на уровне общеобразовательной организации» (подробнее).
23 января 2019 года на сайте дистанционного обучения КРИПКиПРО состоялся вебинар на тему "Формирование информационной безопасности обучающихся в образовательной организации" (с записью вебинара и материалами к нему можно ознакомиться в разделе Интернет-семинары, Круглые столы / ► Интернет-семинары КРИПКиПРО (2018-2019 уч. год), войдя на сайт под своими учетными данными).
http://www.ligainternet.ru/news/ Мероприятия Лиги безопасного интернета
Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.
http://сетевичок.рф/partneram-o-proekte Мероприятия проекта «Сетевичок»
Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
-
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
-
Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
-
Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
-
Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Информационная безопасность детей
С 29 октября 2010 года вступил в силу федеральный закон № 436-ФЗ об информационной безопасности детей, который призван защитить подрастающее поколение от медиа-продукции, пропагандирующей наркотические вещества, алкоголь, оправдывающей жестокость и противоправное поведение, отрицающей семейные ценности.
С ростом доступности Интернет-технологий должен повышаться и уровень требований к безопасности информации в сети Интернет. Сегодня каждый понимает, что оградить ребенка от всемирной «паутины» и поставить запрет на определенную информацию возможно не всегда.
В школах избежать отрицательного влияния глобальной сети на подростков позволяет установленная система фильтрации. Дома в отсутствии такого контроля риски негативного влияния намного возрастают.
Предлагаемые вашему вниманию методические рекомендации помогут снизить уровень воздействия негативной информации на ваших детей, защитить их психическое здоровье и воспитать осознанное использование информационных технологий.
Что такое информационная безопасность ребенка?
Информационная безопасность ребенка - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. (Статья 2 ФЗ) Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред.
Какая информация причиняет вред здоровью и развитию детей?
-
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
-
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
-
содержащая информацию порнографического характера;
-
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
-
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
-
оправдывающая противоправное поведение;
-
содержащая нецензурную брань.
На какие группы делится информационная продукция?
-
информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;
-
информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;
-
информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;
-
информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;
-
информационная продукция, запрещенная для детей.
Как определить степень опасности информации?
Большинству родителей знакома ситуация, когда семейный просмотр кинофильма или телевизионной передачи может быть омрачен 2 демонстрацией сцен насилия, жестокости, присутствием нецензурной брани или информации порнографического характера. Предугадать цепь событий кинофильма или транслируемой передачи практически невозможно. Попытаться закрыть ребенку глаза, уши или вовсе попросить его покинуть комнату - довольно распространенный метод оградить его от негативной информации. Однако чаще всего такие действия воспринимаются детьми как нарушение их свободы и мотивируют любыми способами добраться до запретной информации.
Принятый федеральный закон об информационной безопасности детей позволяет родителям еще до начала просмотра фильма или передачи узнать, для какого возраста рекомендован данный медиа-продукт.
Итак, производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видео-обслуживании.
Знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале.
Размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения.
Как обозначается степень опасности информации?
-
для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;
-
для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет»;
-
для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
-
для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
-
запрещенная для детей информация, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
-
доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, при условии применения ими средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
-
содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям настоящего Федерального закона;
-
первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей;
-
информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках;
-
информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.
Правила при использовании средств массовой информации
Оказывайте помощь детям в выборе телепередач и совместно с родителями следите за временем нахождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Следите, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.
Общайтесь со своими детьми на тему «Телевидение. Опасность. Дети». Объясните ребёнку, почему существуют запретные телепередачи (учет возрастной маркировки, размещенной на экране), почему телевизор нельзя смотреть долго (вред для здоровья и др).
Помогите родителям составить для ребёнка собственную программу телепередач, учитывая его возрастные и личностные особенности. Объясните и покажите разницу между отечественной и зарубежной телепродукцией. Помогите создать для ребенка домашнюю видеотеку с отечественными мультиками и детскими фильмами.
Анализируйте вместе с ребёнком после просмотра телепередачи значимость программы, поведение героев или ведущих.
Ориентируйте ребёнка на выбор телегероя для подражания. Обсудите с ребенком его поведение, основные черты характера.
Формируйте у ребёнка самостоятельный выбор позитивного телепросмотра. Разработайте совместный план по борьбе с "вредным" телевидением.
Правила при работе с книгопечатной продукцией (книги, газеты, журналы)
Анализируйте вместе с ребёнком после прочтения книги или журнала их значимость, поведение героев.
Старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на них заинтересованно, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания некоторых моментов.
Учите ребенка вести диалог. Это поможет поддержать с ним контакт в течение всего периода взросления.
Обсуждайте с детьми различные случаи, прочитанные в книгах, газетах или журналах. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений.
Правила при работе ребенка с компьютером и сетью Интернет
Разговаривайте с детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем общаются, что любят смотреть.
Не следует разрешать детям распространять личную информацию. Объясните ребенку, что опасно разглашать сведения личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и др.), а также размещать свои фотографии.
Объясните ребенку, что при общении в сети Интернет в чатах, форумах и других ресурсах, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя (ник), не содержащее информации личного характера, вместо фотографии выберите аватар.
Научите детей быть осторожными. Расскажите ребенку о возможных опасностях сети Интернет и их возможных последствиях. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво они не выглядели. Приучите ребенка спрашивать то, в чем он не уверен.
Не позволяйте ребенку встречаться с on-line знакомыми. Объясните ребенку, что никогда нельзя быть уверенным в том, кто с тобой общается в виртуальном пространстве.
Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.
Побеседуйте с родителями о содержании интернет-ресурсов, которыми пользуется дети. Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, ребенок должен избегать. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок.
Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.
Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.
Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:
-
до 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету;
-
7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день;
-
10-12 лет до 1 часа за компьютером;
-
старше 12 лет - не более 1,5 часов с обязательными перерывами.
Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
-
Проводите работу по формированию информационной культуры у детей и подростков как одной из составляющих духовной культуры общества.
-
Включайте в тематику родительских собраний, педагогического всеобуча темы: «Компьютер: добро или зло», «Информационная компетентность: отбор компьютерных сайтов и программ для детей».
-
Знакомьте родителей с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также с негативными последствиями распространения такой информации.
-
Проводите медиа-уроки с целью привития обучающимся навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде («Защита прав детей в сети Интернет»).
-
Формируйте психологическую, социальную, информационную компетентность детей с целью профилактики «ухода» ребёнка в интересы виртуального мира.
-
Работайте над собственной информационной культурой с целью компетентного диалогического общения с учащимися.
-
Обучайте родителей, детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Ситуативные задачи. Предложите ребенку ответить на вопросы, как бы он поступил, если бы оказался в одной из следующих ситуаций. Проанализируйте полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, окажите ему помощь и посоветуйте как поступить правильно.
Ситуация 1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями. Неожиданно от незнакомого тебе человека приходит сообщение: «Привет, у тебя отличные фото! Только у меня все равно круче! Жми скорее сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует поступить в данной ситуации?
Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт , который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей. Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?
ИГРА «СВЕТОФОР»
Предложите детям игру «Светофор». Объясните, что и в сети Интернет должны применяться правила «движения», выполнение которых позволит избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Раздайте каждому участнику карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясните, что красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный - положительный, желтый - спрошу совета взрослых. Задавайте участникам вопросы или предлагайте оценить утверждения, используя карточки. Участник, набравший максимальное количество правильных ответов становится инспектором информационной безопасности (ведущим) и продолжает задавать свои вопросы остальным. Игру можно проводить среди отдельных ребят, команд, групп, классов, а также вместе с родителями. Использование таких занимательных форм позволит определить степень усвоения правил работы в Интернете, но и предоставив детям возможность стать ведущими - увидеть уровень осведомленности детей в возможных рисках и угрозах бесконтрольного использования информационных ресурсов.
Предлагаем варианты вопросов и утверждений:
-
Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с друзьями? (Да)
-
Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
-
Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть фотографии, картинки? (Нет)
-
Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру, посмотреть видеоролик)? (Да)
-
Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
-
Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
-
Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)