Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
10:03
Приветствую Вас Гость | RSS |
  МБОУ "Школа №14"   Полысаевского городского округа           

Меню сайта

Категории раздела
Школьные дела [18]

Опрос
Удовлетворенность качеством образования

Электронный Журнал
Электронный журнал

Каталог ЦОРов
Каталог электронных ресурсов

Персональные сайты
Персональные сайты

Методическая копилка
Персональные сайты

Наш опрос
Как вы проводите каникулы (большую их часть)?
Всего ответов: 283

Статистика

Президент России детям
Президент России детям


Всероссийская олимпиада по ФГОС
Метапредметная олимпиада

Интерактивное обучение
Интерактивное обучение

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Школьные дела

"Знаки препинания и их роль в письменной речи"

Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

           (завершение, разделение, выделение)

 

Знаки препинания - это как нотные знаки,

они твёрдо держат текст и не дают ему 

рассыпаться.

                                              К. Паустовский

 

Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.

Задачи: - дать понятие о  роли знаков препинания в письменной речи;   

              - формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

              - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

                препинания;  

             - развивать речь учащихся, их мышление, творческие

               способности;

             - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

I. Оргмомент

Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.

II. Лингвистическая разминка

 Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

(Один ученик у доски)

Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

Самопроверка

III. Постановка проблемы (слайд 3)

- Определите тему и цели урока.

Запись темы.

ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания?        (на доске)

Можно ли без них обойтись?

- А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?

- Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?

IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.

Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).

- С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?

- Какие знаки препинания вы знаете?

- Как бы вы их классифицировали?

- Кто такой вития? (см. словарь, с.185)

 V. Работа с текстом (слайд 4)

- Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

- Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

 (… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

                                                         По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

VI. Работа с таблицей

- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

Знаки препинания

Какую роль выполняют

 

 

-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

(. ? ! …)

- Какую роль выполняют на письме?

( завершения)                                                   (на доске)

- Когда ставятся эти знаки препинания?

(В конце предложения)

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                               По И.С.Тургеневу «Голуби»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(; : ,)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Разделение)                                                              (на доске)

- Какие смысловые отрезки они разделяют?

(однородные члены предложения, части сложного предложения)

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте (слайд 6).

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

                                                        По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(кавычки, две запятые)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Выделение)                                                           (на доске)

- Какие смысловые отрезки они выделяют?

(Вводные слова, обращение, прямая речь)

Физминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Упр. 287 

- Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.

VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи

- Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)

- Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

1 ряд- со знаками препинания завершения;

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.

- Проверим, что у вас получилось?

VIII. Развитие устной речи учащихся

- Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».

( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).

IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)

X. Подведение итогов

- Вам понравился урок?

– Что понравилось?

- На какие группы делятся все знаки препинания?

- Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Знаки препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)

- Можно ли без них обойтись?(слайд 10)

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.

Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?»  Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»

Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)

Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые - выделительный знак.)

                             Выставление оценок

XI. Домашнее задание (слайд 11)

Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».

Задания к уроку

1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

Текст №1

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

·       Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

 Работа с таблицей

Знаки препинания

Какую роль выполняют

 

 

·       Перенесите таблицу себе в тетрадь

·       Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

Текст №2

                                                                                                      

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                                          По И.С.Тургеневу «Голуби»

·       Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

Текст №3   

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»

                                                            По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

·       Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

Какие знаки препинания  привели к искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.

А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

 В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.

Категория: Школьные дела | Добавил: Иван (13.09.2011)
Просмотров: 13168 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Электронные услуги

Подвиг Н.И. Масалова

Война с фейками

#КуZбасс #ZаРодину

Школа во ВКонтакте
Работа ОУ в условиях Covid

Вместе против Ковида!

Горячая линия

Правовое просвещение населения

Поиск

Образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации сайт Министерства образования Кузбасса Федеральный портал «Российское образование» Информационная система Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ГУ ОЦМКО сайт КРИПКиПРО Кемеровской области ЕИОП Кузбасса ЕГЭ 2018 ГИА 2016

Учреждения образования
  • УО ПГО
  • МБОУ "ИМЦ"
  • Школа № 17
  • Школа № 32
  • Школа № 35
  • Школа № 44
  • Шк.-интернат №23

  • Персонифицированное доп. образование

    Портал госуслуг
    Портал персональных данных для детей

    Государственный портал

    Антинаркотическая пропаганда
    Лето!

    Дорога без опасности
    Дорога без опасности

    Портал ВФСК ГТО
    ГТО

    Семейный досуг

    Портал для детей
    Портал персональных данных для детей

    Портал правовой информации
    Портал правовой информации

    Портал культурного наследия России
    Портал культурного каследия России

    Все материалы данного сайта являются объектами авторского права МБОУ "Школа № 14". Запрещается копирование, распространение
    (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) без предварительного согласия правообладателя © 2024