- развивать навык выразительного
чтения, соблюдая знаки
препинания;
- развивать речь учащихся, их
мышление, творческие
способности;
- воспитывать в детях чувство
коллективизма, взаимопомощи.
I. Оргмомент
Приветствие, запись в тетрадь
даты и вида работы.
II. Лингвистическая разминка
Построить схемы
предложений, не записывая их в тетрадь.
(Один
ученик у доски)
Горный воздух,
несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли
о своей стране.
Вокруг каждого дома росли
цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой
чистой луной и к утру лёг первый снег.
Самопроверка
III. Постановка проблемы (слайд 3)
- Определите тему и цели
урока.
Запись темы.
ПРОБЛЕМА
Зачем нужны знаки
препинания?(на доске)
Можно ли без них
обойтись?
- А как вы считаете,
ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?
- Как можно определить,
какой знак препинания нужно ставить?
IV. Наблюдение по учебнику(с. 153), обобщение и систематизация
материала.
Упр. 286 (устно
коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).
- С какой целью
используются знаки препинания каждой из групп?
- Какие знаки препинания
вы знаете?
- Как бы вы их
классифицировали?
- Кто такой вития? (см. словарь, с.185)
V. Работа с текстом (слайд 4)
- Прочитайте текст. Легко
ли его понять? Почему?
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет
все кругом потемнело
- Расставьтезнаки препинания. Запишите в тетрадь.
(… Вдруг всё кругом
задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)
По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
VI. Работа с таблицей
- Возьмите таблицы,
которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?
Знаки препинания
Какую роль выполняют
-Прочтите еще раз текст и
выпишите знаки препинания.
(. ? ! …)
- Какую роль выполняют на
письме?
( завершения)(на доске)
- Когда ставятся эти
знаки препинания?
(В конце предложения)
- Прочтите предложения и
выпишите знаки препинания, которыене
встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала
гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По
И.С.Тургеневу «Голуби»
- Какие знаки препинания
вы выписали?
(; : ,)
- Как вы думаете, какую
роль они выполняют на письме?
(Разделение)(на доске)
- Какие смысловые отрезки
они разделяют?
(однородные члены
предложения, части сложного предложения)
- Прочтите предложения и
выпишите знаки препинания, которыене
встретились в предыдущем тексте (слайд 6).
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя
закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»
По В.П.Астафьеву.
«Последний поклон»
- Какие знаки препинания
вы выписали?
(кавычки, две запятые)
- Как вы думаете, какую
роль они выполняют на письме?
(Выделение)(на доске)
- Какие смысловые отрезки
они выделяют?
(Вводные слова,
обращение, прямая речь)
Физминутка
Быстро поморгать, закрыть
глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза
(считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5
раз.
Вытянуть правую руку
вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями
указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5
раз.
Посмотреть на
указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на
счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе
проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую
сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2
раза.
Упр. 287
- Сравните выводы,
полученные нами, с таблицей.
VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи
- Вы в таблице
распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?
- Теперь работаем по
рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из
упр.289
1 ряд- со знаками
препинания завершения;
2 ряд – со знаками
препинания разделения;
3 ряд – со знаками
препинания выделения.
- Проверим, что у вас
получилось?
VIII. Развитие устной речи учащихся
- Ребята, давайте
вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное
сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».
( Знаки препинания очень
важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В
письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце
предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части
сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.
Еще знаки препинания
выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные
слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).
IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)
X. Подведение итогов
- Вам понравился урок?
– Что понравилось?
- На какие группы делятся
все знаки препинания?
- Зачем нужны знаки
препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве
эпиграфа к нашему уроку?
Знаки
препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться (слайд 9)
- Можно ли без них
обойтись?(слайд 10)
Известен факт такой «бессловесной»
переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал
рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова,
а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только
знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих
сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы
понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что
письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет
издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую
я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка,
разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что
оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо
понимать знаки препинания.
- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?
Внимательно, неутомимо,
упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)
Белеет парус одинокий в
тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)
Скоро, вероятно, пойдет
снег.. (Две запятые - выделительный знак.)
Выставление оценок
XI. Домашнее задание(слайд
11)
Сочинить сказку «Зачем
нужны знаки препинания».
Задания к уроку
1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.
Горный воздух,
несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли
о своей стране.
Вокруг каждого дома росли
цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой
чистой луной и к утру лёг первый снег.
Текст №1
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом
потемнело
·Расставьтезнаки препинания. Запишите в тетрадь.
Работа с таблицей
Знаки препинания
Какую роль выполняют
·Перенесите
таблицу себе в тетрадь
·Прочтите
еще раз текст и выпишите знаки препинания.
Текст №2
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала
гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По
И.С.Тургеневу «Голуби»
·Выпишите
знаки препинания, которыене встретились
в предыдущем тексте
Текст №3
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой,
змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
·Выпишите
знаки препинания, которыене встретились
в предыдущем тексте
Какие знаки препинанияпривели к
искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.
А)Пальцев у него двадцать пять: на каждой
руке десять, на ногах всего двадцать.
В) В продажу поступили
музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.