"Творчество самодеятельного художника Г.Н. Бедарева"
Введение
Г.Н.Бедарев не получил специального образования, но родился Художником. Это
как раз тот случай, когда человек сделал сам себя. Не сетуя на судьбу, вдали от
центров культуры, как и все, загруженный повседневной рутинной работой, он находит
время для любимого занятия, творя на бумаге свой мир - пронзительно светлый, умиротворяюще
тихий. В его работах знакомые многим мотивы приобретают особую значимость и значительность.
Об этом говорят его земляки. И с особой остротой стала очевидна необходимость таких
ярких мгновений на фоне повседневной монотонности. Для этого и существуют такие
«странные» люди, как Геннадий Бедарев.
Цель исследования: выявление истоков творчества самодеятельного
художника
Г.Н.Бедарева.
Задачи:
- определить этапы становления в качестве
самодеятельного художника;
- рассмотреть
особенности творческого метода художника Г.Н.Бедарева.
Объект
исследования:
жизненный путь художника Г.Н.Бедарева,
проживающего по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, 43 - 13.
Предмет исследования: самодеятельное
творчество художника Г.Н.Бедарева.
Историческая справка: Геннадий Николаевич Бедарев
(родился 5 апреля 1945 года) –
мой дедушка, главный специалист по
внедрению новой техники в ОАО «СУЭК-Кузбасс». Работает на шахте с 1968 года.
Удостоен знака «Шахтёрская слава» III степени. Самодеятельный художник.
Изучая родословную своей семьи, я
заинтересовалась самодеятельным творчеством дедушки, захотела побольше узнать о
его увлечении.
Результаты исследования
Биографическая справка.
Думаю, что не все в ОАО «СУЭК-Кузбасс» знают, что работающий главным
специалистом по внедрению новой техники Геннадий Николаевич Бедарев - самый
настоящий художник. Посмотрите его картины (Приложение 2, с. 15-25).
Красиво, правда? Удивительно красиво. От
картин как будто веет теплом, они излучают свет, поднимают настроение.
А как все начиналось? Когда-то в школе
оформлял стенгазеты, был членом редколлегии, помогал оформлять пособие по
английскому языку школьному учителю, выпускал праздничные газеты и писал
карикатуры на учеников. Вспоминает, что
не сердились на него ребята, - ведь только по делу критиковал. В 9-11 классах
посещал художественный кружок, группа была небольшая - 5-6 человек. Уже тогда
ребята вместе с руководителем Пышненко организовывали выставки.
Поступил дедушка в СМИ в Новокузнецке.
Почему не в художественную академию? Дядя отговорил: «В большой бедности живут
художники». Это на мальчика сильно подействовало, так как в детстве его семья
жила очень бедно. Решил, что рисование останется его увлечением.
Но очень
мешало ему в институте умение рисовать - загружали так, что времени учиться не
оставалось. Поэтому, когда перевёлся в Политехнический институт города
Кемерово, никому не сказал о своём хобби.
В 1977 году закончил электромеханический
факультет. Во время учебы практику проходил на шахте «Октябрьская», куда и
вернулся после окончании института. Работал горным мастером в известной бригаде
Ю.П.Черепова, механиком, старшим механиком, главным энергетиком - всего и не
перечислишь.
Много времени отнимала работа - это и понятно:
она, как и все другие шахтерские обязанности, ответственная, серьезная.
Увлечению детства и юности – рисованию – времени почти не оставалось от
заполненного до отказа длинного рабочего дня.
На шахте об увлечении деда узнали, когда
он, скромный во всех отношениях человек, принес свою картину «День и ночь».
Приходили посмотреть на картину многие: кто-то молчал, кто-то восхищался,
кто-то юморил по поводу красок на картине, но всех удивляло одно: столько лет работали
бок о бок с человеком, но никто не знал, что он так мастерски владеет кистью.
Вспомнили, что дедушка в свое время занимался на участке оформительскими
работами, но картины?!
У
дедушки есть еще одно увлечение – сад. В нем растут яблони, вишни, груши и даже
виноград, которого хватает до Нового года. Он и строитель: в саду дом и баню
построил, да и дома ремонт сам делает.
А еще Геннадий Николаевич – страстный болельщик. Болел за
наших спортсменов на Олиампиаде-80, проходившей в Москве. Переживал неудачи в
Ванкувере, восхищался победами спортсменов.
На вопрос: «Как Вы все успеваете?» - дедушка
отвечает просто: «Меньше сплю».
Вот такой удивительный человек работает в
ОАО «СУЭК-Кузбасс».
Изучение творческого наследия
самодеятельного художника Г.Н.Бедарева. Сам автор говорит, что писать картины
стал, когда пошел на пенсию: дети выросли, стало больше свободного времени.
Первые работы писал маслом, они и сейчас хранятся у сына дома, но, к сожалению,
грунтовка стала давать трещины. Вот тогда и попробовал освоить Геннадий
Николаевич ДВП: покрывал белым маслом, а уже потом создавал свою картину. Это
техника, которую он придумал сам.
Геннадий
Николаевич покупает лист ДВП и на нём размечает с помощью линейки и карандаша
размеры будущих работ, затем распиливает этот лист на полотна и грунтует их
белой масляной краской с помощью валика, чтобы не было полос. Дня через два,
когда краска высохнет, набрасывает эскиз пейзажа. Картина пишется маслом в
течение месяца, а иногда и дольше. Готовая работа сохнет 7 -10 дней, а затем
художник заказывает для неё рамку в Кемерово в багетной мастерской или местным
столярам.
На картинах
моего деда горы, реки, восходы, закаты, зимние пейзажи, осенние. Как и великий русский поэт А.С.Пушкин, он
любит осень. Почему? Много красок: желтеющие
листья берёз, бордовые рябины, пурпурные клёны и зелёные ели…
Самый любимый художник - Иван Иванович Шишкин, русский
художник-пейзажист. А его картину «Рожь» он переписывал несколько лет. Даже
человеку искушённому трудно отличить её от подлинника.
Отойти от картины сразу невозможно. Особенный, тихий, погожий
выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди
этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали
великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется,
слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание
поля. Только щебет малых пташек-ласточек над самой землей, пронзительно режущих
воздух, нарушает покой.
В сизом мареве у самого горизонта толпятся
громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то что ветерок не колышет ни
один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует – быть грозе…
Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший
одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати.
Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю
о случайностях, невзгодах, бедах людских. Не так идиллически спокоен этот
ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда
ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги,
утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко в голубом
зените кружат птицы.
Картина требует долгого, внимательного,
вдумчивого разглядывания. Тогда только станет понятен тот внутренний,
поэтический, далеко не простой ключ картины. Почему переписывал именно эту
картину? Потому что сумел осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник
зрителю. Сумел показать, как тянутся венчики полевых цветов, ощутить запах дорожной
пыли, и дорога уводит в самую гущу нивы – туда, в благоухающее царство хлеба.
Глядя на «Рожь», слышишь строки Никитина, Кольцова,
Некрасова, Фета…
Картина
«Цветы любимой маме» создана весной 2006 года. Она о детстве, о родных местах. Это
можно понять по цветущим огонькам, которые
мальчик держит в руках. Картина написана в теплых
тонах. На заднем плане невысокие березы - символ Родины и детства.
А картина «Мартовское утро» была создана в
2006 году. Сколько здесь лиризма, покоя и в то же время восторженного настроения!
Изображен тот период, когда после морозов наступают, наконец, весенние дни. Когда
хочется полной грудью вдохнуть обновляющего весеннего воздуха. Мне очень нравится
эта картина. Она как бы вся пропитана светом. Сюжет её перенесён с фотографии.
Дедушка
счастлив в браке, уже 44 года они вместе, а дружить начали сразу после школы. Жена всегда положительно относится
к его увлечению, с удовольствием помогает покупать кисти, краски. В их квартире
стены украшают картины любимого мужа: два осенних пейзажа в зале и любимая
Мадонна с младенцем. Других «Мадонн» подарил детям и
сестре.
В спальне – пейзаж, написанный на
Томи. А кухню наполняет запах сирени,
исходящий от одноименной картины. Свои творения Геннадий Николаевич никогда не
продает, он говорит: «Они как дети, а разве детей можно продать?».
Собственные дети - сын Игорь и дочь Оля – только
радуют и, как папа, умеют рисовать. Три внука у самодеятельного художника:
Влад, я и Настя. В 2002 году в художественной школе города Полысаево проходила
семейная выставка, на которой были картины деда, сына и внука.
Выставляться Геннадий Николаевич начал с 2000 года. Белово, Ленинск-Кузнецкий, Кемерово…
В год пишет 5-6 картин. На одно произведение уходит 1,5-2 месяца. Летом пишет
наброски, эскизы, а зимой они превращаются в картины. У дедушки около 70
картин. Много грамот и благодарственных писем получает Геннадий Николаевич
после выставок (Приложение 5, с. 32 -34).
А вот
некоторые отзывы о его работе (Приложение 4, с.27-31):
«Ваши картины очень красивые! Они проникнуты чувством
любви к природе и своему творчеству».
«Огромное
спасибо за прекрасные картины! Ваши картины радуют глаза и душу. Хорошо, что
остались такие люди, как вы, любящие свой
город» (Долгополова О.А.).
«Истинному
краеведу, любителю родного края, огромное спасибо за минуты радости, любви,
вдохновения и какой-то необыкновенной лёгкой тишины. Душевной и сердечной
теплотой веет от ваших чудесных картин» (педагог-пенсионер Карась А.С.).
Трубникова А.Ф., учитель вечерней школы № 5,
29.10.07г.».
На вопрос:
«Не жалеет ли он о том, что не стал профессиональным художником?», отвечает
так: «Для меня рисование – это просто хобби, огромное желание творить. Когда
прикасаешься к холсту, то погружаешься в тот мир, который изображаешь, представляешь, что ты там,
внутри картины, и отдыхаешь душой, забываешь о бытовых проблемах. Мне нравится
писать картины, делаю это с желанием, воодушевлением. Тогда они получаются
красивые, красочные и душевные».
Состояние души
мастера - это и твое состояние. В одном только разница: он творил, а тебе остается
созерцать, наслаждаться земной красотой. И хранить ее в своем сердце, и беречь,
и быть благодарным…
Заключение
Г.Н.Бедарев относится к тем самоучкам,
которые стремятся овладеть приемами профессионального искусства. Не случайно
его любимыми художниками являются гении русской реалистической школы И. Шишкин,
И.Левитан, В.Суриков.
Когда человек
берет в руки кисть, карандаш или резец, его взгляд обостряется, за обыденностью
привычного он замечает неповторимую красоту человека, его дел, красоту родной природы.
А значит, сам автор приобщается к этой красоте, духовно совершенствуется. Об этом
говорят работы самодеятельного художника Г.Н.Бедарева из Полысаево.
Изучив
семейные архивы, взяв интервью у художника, его супруги Тамары Александровны,
сына Игоря, мы выяснили, что интерес к художественному творчеству проявился со
школьных лет, занятия в художественном кружке переросли в оформительскую
деятельность в институте. Геннадий
Николаевич редко обращался к творчеству в период активной профессиональной (шахтёрской)
деятельности, расцвет творчества начинается после выхода на пенсию.
Ознакомившись с работами, пришли к выводу, что пейзаж - основной жанр,
которому отдает предпочтение автор, причем «чистый», природный пейзаж,
написанный с натуры. Поэтому работа с этюдом, рисунок на пленэре, тщательное
прописывание деталей, грамотное построение композиции – суть творчества
художника Г.Н.Бедарева, хотя пишет он ещё и портреты.
Преклонение перед природой, гармоничное
восприятие окружающей среды свойственно большинству художников-самоучек, и
Геннадию Николаевичу тоже. В этом проявляется народная сущность самодеятельных
авторов. Тем более, что Геннадий Николаевич с искренней болью переживает, как
варварски человек относится к бесценному богатству, данному ему при рождении.
Многие
натурные зарисовки можно считать «природными документами», которые представляют
первозданность и красоту родной Сибири.
Серьезность
в отношении к природе, тщательность в техническом исполнении пейзажей,
врожденное поэтическое чувство Г.Н.Бедарева снискали любовь и интерес зрителей
к его картинам.
Творческая
увлечённость передаётся из поколения в поколение, потому что дети и внуки Геннадия
Николаевича продолжают радовать людей.