Главная
Регистрация
Вход
Среда
22.11.2017
21:55
Приветствую Вас Гость | RSS |     
  МБОУ "Школа №14"   Полысаевского городского округа        

Меню сайта

Категории раздела
Школьные дела [18]

Каталог ЦОРов
Каталог электронных ресурсов

Персональные сайты
Персональные сайты

Методическая копилка
Персональные сайты

Наш опрос
Какой бы из данных модулей Вы выбрали для изучения в 4 классе?
Всего ответов: 169

Статистика

Форма входа

Электронный Журнал
Электронный журнал

Президент России детям
Президент России детям


I Всероссийская олимпиада по ФГОС
Метапредметная олимпиада

Интерактивное обучение
Интерактивное обучение

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Школьные дела

Изучающее чтение - залог успешного обучения

Изучающее чтение – залог успешного обучения

 

Не так важно научить детей читать,

намного важнее научить детей обдумывать то,

что они читают!

Джордж Карлин

 

На уроках развития речи перед учителем часто возникает вопрос, как выработать у учащихся основные навыки чтения так, чтобы текст не просто был правильно озвучен, но и грамотно осмыслен.

Считается, что к моменту окончания начальной школы все необходимые навыки, позволяющие воспринять и осмыслить печатный текст, у учащихся уже сформированы.

Однако, опираясь на свой небольшой опыт работы, могу сказать, что навыки чтения у большинства учащихся в пятом классе нуждаются в совершенствовании, развитии, корректировке, тем более что усложняются тексты и заложенная в них информация. Пятиклассники с трудом извлекают из текста необходимую информацию за короткое время, лаконично отвечают на поставленный мной вопрос.

Все это осложняет процесс общения, снижает уровень речевых навыков в целом, приводит к затруднениям в усвоении других предметов, поэтому у меня возникла необходимость уделять особое внимание развитию и совершенствованию навыков чтения у моих учеников.

Сказанное мной, позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению как одному из видов речевой деятельности – важнейшая учебная задача учителя, работающего в пятых классах, потому что именно в этом возрасте продолжается работа по развитию умения правильно читать и понимать текст.

Выделяют три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее.

Более подробно я бы хотела остановиться на изучающем. Именно этот вид чтения, помогает ученикам понять прочитанное правило или задание к упражнению, а значит качественно его выполнить.

При изучающем чтении требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. Читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов.

С этой целью на уроках русского языка и литературы я использую следующие основные приемы:

Выделение ключевых слов текста по ходу чтения;

Подчеркивать (выделять) непонятные, неизвестные слова;

Выделение смысловых частей читаемого текста;

Прогнозирование содержания;

Выявить скрытые вопросы по содержанию текста;

Искать в тексте ответы на скрытые вопросы.

Перечисленные мною приемы работы с текстом являются основными в моей работе, но далеко не единственными. Я считаю, что их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

На уроке русского языка используются тексты разных типов. Вот наиболее часто употребляемые из них:

Тексты параграфов и правил;

Тексты заданий к упражнениям;

Тексты (отрывки) художественных произведений, тесты публицистического характера.

Все эти тексты, так или иначе, нуждаются в правильном чтении и осмыслении прочитанного.

На своих уроках я стараюсь применять приемы изучающего чтения, работая с данными текстами.

При работе с текстом параграфа можно разделить тексты на смысловые части и в каждой части выделить ключевые слова. Это поможет понять текст и осмыслить его частями.

Что касается работы с заданиями к упражнениям, для того чтобы определить цель задания и последовательно его выполнить, необходимо предварительно ответить на ряд вопросов к тексту.

Я задаю следующие вопросы:

- Есть ли в задании непонятные слова и выражения?

- С какого из заданий лучше начинать выполнять упражнение? Почему?

- Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?

- Можно ли выполнить задание не обращаясь к справочнику или словарю?

- Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание?

Конечно, спектр вопросов можно расширить, работая с тем или иным текстом. Я привела пример часто задаваемых вопросов, они помогают более точно понять и осмыслить текст.

Особо следует выделить упражнения, в основе которых лежат тексты художественных произведений, отрывки из научно-популярных и газетных публикаций, произведения публицистического характера. Как правило, задания к подобным упражнениям предусматривают озаглавливание текстов, определение темы, основной мысли и стиля высказывания, выделение основных его частей и т. п.

Работая с подобными текстами на своих уроках, я предлагаю ученикам по ходу чтения составлять вопросный план, т.е. задавать вопрос к каждой смысловой части текста. Это поможет школьникам, разделив текст на части, более глубоко его осмыслить.

Я считаю, с помощью изучающего чтения мы добиваемся более глубокого осмысления текста задания, учим школьников осознанно его воспринимать и, следовательно, более точно и правильно действовать на этапе формирования и совершенствования тех или иных навыков.

Правильно организованное чтение текстов на уроках русского языка способствует развитию очень важных общеучебных умений: умения членить текст на смысловые куски, определять связи между ними, устанавливать причинные отношения между фактами и явлениями языка и речи, находить опорные слова, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте, пересказывать текст с учетом поставленной задачи, определять логическую структуру текста.

Категория: Школьные дела | Добавил: Eleno4ka5 (06.04.2017) | Автор: Виноградова Юлия Григорьевна
Просмотров: 39 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Мониторинг качества образования в 2018 году
О проведении мониторинга качества образования

Не дай себя обмануть
Противодействие мошенничеству

Итоговое сочинение
Итоговое сочинение

Удивительное рядом!
Удивительное рядом!

Портал ВФСК ГТО
ГТО

Год экологии в РФ
Год экологии

Антинаркотическая пропаганда
Лето!

Поиск

Портал госуслуг
Портал персональных данных для детей

Портал для детей
Портал персональных данных для детей

Портал правовой информации
Портал правовой информации

Учреждения образования
  • УО ПГО
  • МБОУ "ИМЦ"
  • Школа № 17
  • Школа № 32
  • Школа № 35
  • Школа № 44
  • Шк.-интернат №23

  • Образовательные ресурсы
    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации сайт Департамента образования и науки Кемеровской области Федеральный портал «Российское образование» Информационная система Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ГУ ОЦМКО сайт КРИПКиПРО Кемеровской области ЕИОП Кузбасса ЕГЭ 2018 ГИА 2016

    Все материалы данного сайта являются объектами авторского права МБОУ "Школа № 14". Запрещается копирование, распространение
    (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) без предварительного согласия правообладателя © 2017